Бизнес в стиле gaming
Март, 2007 г.
Джон Бек, Митчелл Уэйд. «Доигрались!» Pretext, 2006
Эта книга – о людях, которые преуспеют в ближайшем будущем. На
рубеже нового века не было недостатка в пророчествах о том, куда идет
изменяющийся бизнес. «Босс мертв!» – провозгласили шведы Кьелл
Нордстрем и Йонас Риддерстрале в знаменитом манифесте «Бизнес в стиле
фанк». И заявили о начале эры активных индивидуальностей. «Любая
учительница может основать корпорацию “Я”», – продолжил американец Том
Питерс в патетическом эссе «Представьте себе!» Однако подростки,
играющие в компьютерные «стрелялки», в роли грядущих лидеров – разве
это серьезно?
Два других американца, Джон Бек и Митчелл Уэйд, не только представили
себе такую гипотезу, но и доказали ее, опросив 2000 молодых
бизнесменов. Это уникальное исследование легло в основу книги с
намеренно дискуссионным подзаголовком: «Как поколение геймеров навсегда
меняет бизнес-среду».
Тем, кто первыми в США заболели игроманией, сегодня около 40 лет: в
1977 году они познакомились с легендарным автоматом Atari-2600. Затем
подросли дети, открывшие для себя приставки, подсоединяемые к
телевизору, и видеоигры, устанавливаемые на ПК. Четверо из пяти молодых
американских профессионалов моложе 34 лет очень много играли в детстве.
И, по мнению Бека и Уэйда, это важнейший факт, принципиально отличающий
бизнесменов нового поколения от поколения их отцов – так называемых
бэби-бумеров. Люди с геймерским опытом не только по-другому
развлекаются. Они по-другому относятся к себе, по-другому учатся,
по-другому общаются, по-другому идут к поставленным целям. И в итоге
по-другому работают.
Компьютерный мир абсолютно не похож на реальность. Для 90% людей,
выросших на книгах, театре и телевидении, уже само это пагубно и
скучно. Что полезное можно приобрести, сокрушая фантастических
монстров? Автор этих заметок, 43-летний любитель изящной словесности,
тоже никогда запоем не играл на компьютере. Но тем выше его
благодарность Беку и Уэйду: их книга помогает избавиться от стереотипов
и открыть разум для нового.
Итак, первое условие настоящей бизнес-игры. Ты не должен бояться
конкуренции, риска, неопределенности, ошибок, ответственности. И точно
таких же качеств требует компьютерная игра. Геймер постоянно с кем-то
соревнуется, постоянно пробует, ошибается и решает подчас судьбы целых
народов.
Правило второе: если ты хочешь сделать карьеру, ты должен верить в
себя. В несправедливом реальном мире многие так и не приобретают этот
опыт, с первых шагов наталкиваясь на социальные, экономические, расовые
и прочие труднопреодолимые барьеры. В мире виртуальной сказки возможно
все. Каждый может стать героем, каждый может почувствовать себя крутым
парнем и ощутить свою индивидуальность.
Правило третье: в бизнесе каждый играет свою роль – босса/подчиненного,
конкурента/партнера. В играх роли так же жестко разделены. И пройдя
заочный курс построения взаимоотношений, геймеры быстрее
социализируются в реальных компаниях.
Правило четвертое: деловой успех сопутствует общительным оптимистам. В
виртуальной среде – то же самое. Она дружелюбна по отношению к людям,
стимулирует открытость, находчивость. И даже когда геймер заходит в
тупик, он знает: выход есть, просто он его еще не нашел.
Наконец, правило пятое, хотя и не последнее: чтобы победить на рынке,
ты каждый день должен стремиться стать лучшим. И точно так же,
терпеливо переходя с уровня на уровень, идут к победе виртуальные герои.
Создатели компьютерных игр придумали идеальный тренажер, вырабатывающий
самые необходимые бизнес-качества. Никто первоначально этого не
заметил. Но сейчас, убеждены Бек и Уэйд, связь очевидна. Самое яркое
подтверждение – феномен тридцатилетних миллионеров, сделавших состояние
в Интернете. Пионеры Сети не знали страха. Бизнес стал для них
продолжением игры, в которой можно выбрать любую роль – хоть
коммерческого директора, хоть президента компании. А дальше – главное,
не попасть в ловушки и убить всех врагов-конкурентов. Неудивительно и
то, что, когда несколько лет назад акции интернет-компаний резко упали,
юные ветераны этого бизнеса не оставили поле битвы. Они терпеливо
начали искать возможности для нового взлета.
В России игровая эра началась позже, чем в США, примерно 15 лет назад.
Значит, тем, кто тогда начал играть, сейчас около 30. Многие уже
приобрели значительный бизнес-опыт. Приглядитесь к этим молодым людям.
Из них могут вырасти великие предприниматели и выдающиеся управленцы.
Алексей Макурин, главный редактор журнала «Свой бизнес»
|